Глазунова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МАУ ДО "Детский сад № 8" г.Ялуторовска

Клуб "Заботливые родители"

28 января 2020

«Мы играем - речь развиваем!»

По результатам логопедического обследования в начале учебного года в группах «Ловкие лисята» и «Лесовички» преимущественное большинство детей имеют нарушения не только звукопроизношения (100% от незначительных до серьезных), но и слоговой структуры (16%), лексики (58%), грамматики (62%), фонематического слуха (48%) и связной речи (21%).

У детей недостаточный объем активного и пассивного словарного запаса, они допускают многочисленные ошибки в согласовании, в порядковом счете, а также в преобразовании слов единственного числа в множественное число, образовании уменьшительно-ласкательной формы слов; не умеют подбирать антонимы. Детям трудно составить рассказ по серии сюжетных картин.

Я хочу представить вам несколько игр по каждому из этих направлений, которые помогут в домашних условиях развивать речь вашего ребенка.

  1. Игры на совершенствование слоговой структуры слова:

- «Отхлопай слова» (телевизор, пуговица, сковорода, снеговик)

- «Прошагай слова»

- «Отбей слова в мяч»

  1. Игры на формирование фонематического восприятия

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш, Р

- Найди общий звук (чайник, очки, ключи; воробей, павлин, иволга; жаба, лыжи, жук)

- Собираем бусы. Придумать слово с определенным звуком, за каждое слово нанизывает бусину.

- Подарки лесным зверушкам. Доктор айболит вернулся из африки и привез лесным зверюшкам подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и название зверя. (зайчику – зонт, звонок, звезду; лисичке – лейку, ленту, леденец; лосю – лопату, лыжи, ложку; волку – вату, вазу, вафли; медведю – медаль, мел, миску)

  1. Игры на расширение словарного запаса:

- Что из чего

Игра на закрепление в речи ребёнка относительных прилагательных и способов их образования.

Мама, бросая мяч ребёнку, говорит: “Сапоги из кожи”, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: “Кожаные”.

Рукавички из меха – меховые.

Таз из меди – медный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Рукавички из шерсти – шерстяные.

Дом из кирпича – кирпичный.

Сок из свёклы – свекольный.

- Что из чего. Назови 4 предмета, сделанных из указанного материала. (дерево, металл, кирпич, стекло, бумага, пластмасса, камень)

- Шагайка-называйка. Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение (я знаю молочные продукты, кондитерские изделия, музыкальные инструменты, головные уборы, зимующие птицы)

- Слова-действия. Перечисли действия, которые можно совершать с предметом (книга, карандаш, кисточка, салфетка, ручка)

- Пять частей. Назови три - пять частей указанных предметов. (велосипед, дом, грузовик, самолет)

- Пойми меня. Нужно вытянуть карточку и объяснить что это не называя. (карточки из разных тем)

- Вытащим слова. Из борща, из кухонного шкафа.

  1. Игры по совершенствованию грамматического строя речи

- Один-много. С мячом или по дороге домой: Я вижу одно дерево (я вижу много  деревьев), я вижу одну зеленую машину (я вижу много машин), я вижу как бежит собака (я вижу как бегут собаки).

-Назови ласково (кольцо, платье, гнездо, дом, кукла, одеяло, ковер, сапог, кружка)

 

 Удачи Вам и Вашему ребенку!

Фотографии

Оставить комментарий: