Глазунова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МАУ ДО "Детский сад № 8" г.Ялуторовска

День открытых дверей: Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста в домашних условиях

17 апреля 2019

Направления логопедической развивающей работы с детьми раннего возраста

(от 1 года до 3 лет)

На   этапе раннего возраста   в   целях   предупреждения различных   нарушений   речевого   развития используют   следующие   основные   направления коррекционно-логопедической работы: совершенствование мелкой моторики, первоначальное формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания.

 

  1. Развитие мелкой моторики

Учеными доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Потрогать, пощупать, повертеть, покрутить – это первое, чему учится малыш. Руки становятся его ушами и глазами. На поверхности ладошки расположено множество активных точек, связанных с головным мозгом. Важно использовать различные игрушки: погремушки с разнофактурными поверхностями, мячики, кубики, сортеры, пирамидки и конечно же активно пользоваться  пальчиковыми играми для детей. Они способствуют укреплению связи между правым и левым полушарием мозга, благодаря чему активизируются мыслительные процессы, начинает работать речевой центр, развиваются творческие способности. 

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Польчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик, 
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

«Сорока-ворона кашу варила…» «Ладушки», «Мальчик-спальчик где ты был…»,

«Пальчиковая гимнастика с прищепками»

Пищит над ухом он всю ночь и укусить тебя не прочь.

Ну и зануда! Вот кошмар! Пискливый, маленький комар. (прищепкой прищеплять фаланги пальцев левой, затем правой руки на каждый ударный слог)

Игры с картинками

«Упражнения для пальцев рук на пороговом коврике»

К нам на стол забрался слон, начал громко топать он (стучит кулачками по столу)

И лошадки прибежали и копытцами стучали (стучит кончиками пальцев по столу)

Осторожны и легки приползали паучки (медленно перебирает пальцами по поверхности стола)

А лягушки проскакали и в болотце убежали (отталкивается пальцами обеих рук от стола приподнимая кисти)

Мимо змейки проползали с добрым утром им сказали (ладони на ребке, совершает волнообразные движения ладонями)

 «Су-джок терапия» (активизирует развитие речи ребенка)

С помощью шариков – ежиков детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Самомассаж су-джок шарами» сказка про ежика

«Пальчиковая игра с массажными кольцами» (этот пальчик он большой, он с широкою душой….)

«Пальчиковый бассейн»

 

 

  1. Развитие артикуляционной моторики

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для произношения звуков. Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой нужно как можно раньше и если сделать ее красочной и подавать в виде игр, ребенок будет заниматься с удовольствием  и быстрее освоит все тонкости.

«Бусинки»

Кладем на тарелку крупные крошки печенья, шарики от сухих завтраков. Просим малыша губами собрать их, представив, что это бусинки.

«Рыбалка»

Посыпаем тарелку крупными  крошками, колечками для завтраков. Широко открываем рот, высовываем узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка (удочке).

«Облизывание тарелок»

Намазываем поверхность тарелки вареньем, сгущенкой и др. Берем двумя руками и начинаем ее облизывать широким языком.

«Ах, как вкусно!»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлебы, сухарей, сахара, а затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом, медленно и плавно вокализировать: «ААА, ааам, ах как вкусно!

«Ам-ням»

Намазать верхнюю губу малыша сгущенкой (медом, вареньем) и пусть язычком слизывает лакомство.

 

 

  1. Формирование речевого дыхания

 Речевое дыхание отличается от физиологического. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох (равные по времени), пауза. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Так как звуки речи образуются при выдохе, в первую очередь мы должны помочь ребенку овладеть правильными техниками выдоха. Для детей до 3 лет- это тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Не стоит думать, что правильно налаженное дыхание при речевой деятельности - это врожденная способность. Почему ребенок сначала говорит слогами? Потому что у него не хватает в том числе и дыхания для произнесения целого слова. Все упражнения для развития речевого дыхания должны быть в форме игры, иначе ребенок будет отказываться их выполнять.

Упражнения «Вертушка», «Горячий чай», Мастер-класс «Приведение», «Буря».

Фотографии

Оставить комментарий: