Глазунова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МАУ ДО "Детский сад № 8" г.Ялуторовска

Городская творческая площадка. Доклад на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как условие успешной социализации дошкольников с ОВЗ».

26 марта 2019

Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя – логопеда. Наилучшие результаты полноценного речевого развития детей отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый контроль или обратная связь. Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Необходимо так построить совместную деятельность с современными родителями по обсуждению вопросов и проблем коррекции речевого развития детей, чтобы самым равнодушным, незаинтересованным и наоборот очень «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.

 

Для осуществления педагогического сопровождения процесса образования и развития ребёнка с ОВЗ, были определены основные задачи совместной деятельности:

– установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки в процессе реализации мероприятий индивидуального маршрута сопровождения ребёнка;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

– оказание практической помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

 

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в нашем дошкольном учреждении включает в себя:

Групповые родительские собрания, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы коррекции речевого развития по результатам логопедического обследования речи детей. Родители знакомятся с направлениями работы. Это помогает объединить родителей, мотивировать их на совместную плодотворную деятельность, активно включиться в процесс воспитания детей;

- Анкетирование родителей. При поступлении ребенка в логопедическую группу  родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка.

 - Индивидуальные консультации. При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику; как правильно автоматизировать поставленный на занятии звук.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.    Во время индивидуальных бесед с родителями устанавливаются доверительные отношения, где удаётся донести понимание важности и нужности систематической работы для достижения результатов коррекционной работы с детьми.

- Мастер – классы по обучению играм и коррекционным упражнениям на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование лексико – грамматических категорий, фонематических процессов и связной речи воспитанников, подтвердили эффективность плодотворного сотрудничества с родителями. Родители активно участвовали в мастер-классах «Применение игр на обогащение словаря в домашних условиях», «Раздели на слоги», «Где спрятался звук в слове?». А так же в рамках клуба «Заботливые родители» - «Воспитание навыков правильного произношения», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Обогащаем активный словарь» и др.

- Ежегодные «Дни открытых дверей», когда родители детей с ОВЗ посещают и участвуют в организованной образовательной деятельности с логопедической коррекцией. Родители знакомятся с направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Мы стараемся проводить мероприятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, в результате чего родители, отдавая ребенка в наш детский сад, уже имеют представления о специалистах и методах коррекционной работы.

- Информационные выставки в уголке для родителей. Наглядная информация представляется в виде информационных стендов, различных папок-раскладушек, тематических буклетов, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например: «Подготовка языка для произношения звука Р», «Артикуляционная гимнастика: для чего нужно и как проводится?», «Родителям о речи ребенка», «О логопедических домашних занятиях», «Делаем дыхательную гимнастику правильно» и др.

- Индивидуальная тетрадь для домашних заданий и рекомендаций родителям, где учитель-логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи.  Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации логопеда, видят успехи своих детей.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.  

- Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума. Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

 - Творческая совместная деятельность родителей и детей стимулирует речевую и познавательную активность воспитанников. Так, в январе была проведена выставка «Нескучная азбука», на которой были представлены различные поделки в виде букв. В выставке приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья, а так же их родители. Работы принимались из любого материала, на что только хватило фантазии участников.

Цель выставки заключалась в привлечении родителей к коррекционному процессу, а так же формировании мотивации детей - логопатов для дальнейшего развития.

Предварительно проводилась работа с родителями, которые впоследствии приняли активное участие и поддержали своих детей, проявляя творческие способности.  Предпочтения детей были разные: кто-то решил сделать первую букву своего имени, кто-то мастерил недавно пройденную букву для ее закрепления, а кто-то сотворил букву, которая не поддавалась в процессе обучения. 

Когда выставка была организована дети, друг перед другом, с удовольствием делились впечатлениями и способами изготовления собственных букв и с интересом изучали чужие буквы. Лучшие работы были отправлены на международный творческий конкурс поделок и завоевали Дипломы 1 и 2 степени, обладатели которых были горды собой и своими родителями.

 

Такая плодотворная совместная работа повышает самосознание и заинтересованность родителей в процессе единой коррекционно – развивающей деятельности по преодолению речевого недоразвития детей.

 

Фотографии

Оставить комментарий: