Глазунова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МАУ ДО "Детский сад № 8" г.Ялуторовска

Родительское собрание в старшей группе "Обогащаем активный словарь"

16 декабря 2015

Тема: "Обогащаем активный словарь"

Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему, во время трудовой и бытовой деятельности, во время игр, а также в образовательной деятельности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действительное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств.

Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только поминает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика и ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Осуществляя словарную работу необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. работа над словарем проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитаем чувств, отношений и поведения детей;
  3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Обогащать словарь – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Для обогащения словаря большой эффект имеют следующие методы:

  1. метод непосредственного наблюдения; (осмотр, экскурсии, рассматривание предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом…)
  2. показ картины, малознакомой детям по содержанию, картинок предметных, сюжетных;
  3. показ фильмов;
  4. чтение художественных произведений;
  5. рассматривание игрушек;
  6. дидактические игры, словесно-логические упражнения.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Например:   «Кто больше увидит и назовет»;

«Выдели и назови части в целом»;

«Кто больше назовет предметов круглой (овальной прямоугольной) формы?»

«Что вы видите вокруг»;

«Скажи какой»; «Найди нужное слово»;

«Найди противоположное по смыслу слово»;

«Скажи по другому»;

«Найди другое слово».

 

«Домашняя игротека»

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  1. «Давай искать на кухне слова»

    - Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?  и пр.»

  1. «Угощаю».«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга».

    Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

  1. «Сладкие», «кислые», «соленые», «горькие», слова».

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

  1. «Приготовим сок».

«Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из вишни, моркови, апельсина, свеклы, сливы и т.п. И наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

«По дороге из детского сада (в детский сад)»

  1. «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно указать – какие они. Пр. «Я заметил кошку – она пушистая…»

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

  1. «Волшебные очки»

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.)

Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный дом, красный забор, красный автомобиль и пр.»

  1. «В свободную минутку»

«Перепутаница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекоса (колеса), посаги (сапоги), и пр.»

  1. «Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает); сова летает, а заяц…(бегает, прыгает); у коровы теленок, а у лошади…(жеребенок) и т.п.

  1. «Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются. (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

  1. «Я дарю тебе словечко».Цель: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов.

Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж…) и т.п.

Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят в течение дня своих друзей.

Фотографии

Оставить комментарий: