Глазунова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МАУ ДО "Детский сад № 8" г.Ялуторовска

V областной форум "Большая перемена": "Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи", мастер-класс "Постановка звука [Р], изготовление речевых дорожек".

19 марта 2016

Тема: Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.

 

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  1. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом почаще давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
  2. Понизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).
  3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать; Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово ``неси'' - и мать тут же берет его на руки.
  4. Не поправляйте ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
  5. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами  и не разрешайте делать этого другим взрослым.
  6. Развивайте артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
  7. Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т.д.
  8. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  9. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.

 

В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

При общении на вербальном уровне родителям необходимо:

давать только одно указание на каждое задание;

  • давать ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться;
  • если ребенок не отвечает, повторить указание, а затем физически помогать ребенку выполнить его;
  • если ребенок отвечает правильно, среагировать улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание;
  • давать указания в простой и ясной форме;
  • моделировать нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком;
  • использовать соответствующие заданию и возрасту ребенка материалы;
  • подкреплять внимание ребенка во время и между заданиями;
  • менять выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком.

Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей родителям необходимо выполнять следующие требования:

  • Осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
  • Выполнять требования логопеда и воспитателя.
  • Регулярно посещать логопедические занятия в ДОУ и выполнять домашние задания.
  • Соблюдать правильный распорядок дня: ежедневная зарядка, регулярные прогулки на свежем воздухе, закаливание.
  • Создавать спокойный ночной отдых.
  • Выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания.
  • Читать и разучивать стихи, народные сказки, рассказывать басни в лицах, использовать сюжетно-ролевые игры.
  • Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом, дефектологом и другими специалистами.

Такая организация логопедической работы в семье позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечит успешное овладение ими учебной деятельностью.

 

Мастер-класс: Постановка звука Р и создание пособий для закрепления произношения

Работа с зеркалами.

Показ и отработка правильной артикуляционной позы для упражнений: оскал, лопатка, чашечка, лошадка, грибок, вкусное варенье, качели, почистим зубки, конфета, барабанщик, индюк, хамелеон – пантера.

Отработка воздушной струи: Загнать мяч в ворота, парашют.

Вызывание звука Р. От ТРРРР и ДРРРРРР.

Изготовление логопедических дорожек для отработки изолированного звука, в слогах, словах, чистоговорках.

Фотографии

Оставить комментарий: