День открытых дверей "Детский сад - волшебная страна". Мастерская по развитию речи, для родителей детей ОВЗ города".
10 апреля 2018
Направления коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование навыков общения
Многие дошкольники (в т. ч. с ОВЗ) испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети затрудняются обратиться к другому человеку или стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо.
Для того, чтобы коррекционный процесс проходил более успешно и результативно в первую очередь необходимо наладить контакт с ребенком и детям между собой, т.к. зачастую приходится работать в группах.
Нужно учить детей общаться друг с другом, взаимодействовать, играть, научить доброжелательному отношению друг к другу.
Уважаемые родители, я вам предлагаю побыть немного детьми и рассмотреть несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей.
«Ласковое имя»
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи логопеда называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Я очень хороший, ты очень хороший»
Дети встают в круг. Логопед говорит показывая на себя: «Я хороший», затем дотрагивается до ребенка произносит: «Ты очень хороший». И далее каждый ребенок делает то же самое.
- Формирование речевого дыхания
У детей страдающих нарушением речи наблюдается слабость длительности речевого выдоха. Поэтому развитие дыхания один их первых и очень важных этапов коррекционной работы. Дети не умеют рационально использовать выдох, что отрицательно сказывается на развитии речи. Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема дыхания, развитие умения выполнять плавный длительный выдох, направлять воздушную струю в нужном направлении, активизировать работу мышц губ.
«Вьюга» (развитие силы голоса, речевого дыхания)
Логопед показывает картинку «Вьюга», дети изображают вьюгу воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у-у-у; по сигналу «сильная вьюга» (поднять картинку вверх) громко говорят: У-У-У-У; по сигналу «вьюга кончается» (опустить вниз) говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают. Менять силу голоса нужно 2-3 раза за один выдох.
«Загони мяч в ворота», «Дорожка для колобка», «Бабочка на полянке», «Ветерок дует на деревья», «Самолет», «Горячий чай».
Мастер – класс по изготовлению пособия «Привидение» для развития речевого выдоха (белые резиновые перчатки, разовые стаканчики, трубочки, маркеры)
- Развитие артикуляционной моторики
Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для произношения звуков. Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой нужно как можно раньше и если сделать ее красочной и подавать в виде игр и сказок, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит все тонкости.
«Бусинки»
Кладем на тарелку крупные крошки печенья, шарики от сухих завтраков. Просим малыша губами собрать их, представив, что это бусинки.
«Рыбалка»
Посыпаем тарелку крупными крошками, колечками для завтраков. Широко открываем рот, высовываем узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка (удочке).
«Облизывание тарелок»
Намазываем поверхность тарелки вареньем, сгущенкой и др. Берем двумя руками и начинаем ее облизывать широким языком.
«Ах, как вкусно!»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлебы, сухарей, сахара, а затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом, медленно и плавно вокализировать: «ААА, ааам, ах как вкусно!
Сказка «Язычок ждет гостей» (с демонстрацией картинок)
Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое. Но, какой же праздник без выпечки?
- Язычок месит тесто – прижать кончик языка губами и произносить пя-пя-пя, потом зубами та-та-та.
- Язычок жарит блин на сковородке – рот открыт, язык широкий на нижней губе (нижняя губа видна), потом подуть на кончик языка не надувая щек (остужаем горячий блин)
- Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы – движение широкого языка загнутого кверху, вперед-назад по верхней губе.
- Язычок наливает чай в чашки – сделать чашечку, завести ее вглубь рта и сделать глотательное движение
- Язычок приготовил для гостей конфеты…….
- Язычок приготовил трубочки для коктейля – закручиваем язык трубочкой
- Язычок порепетировал песенки для гостей – поднятый к бугоркам за верхними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до.
- Он посмотрел на часики, гости вот - вот придут.
- Развитие мелкой моторики
Учеными доказано, что головной мозг человека формируется под влиянием от пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Детям нравится манипулировать с предметами и играть с ними, поэтому логопеды в своей работе стимулируют развитие речи с помощью тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика и упражнения – это мощное средство для развития мелкой моторики и речи.
«Пальчиковая гимнастика с бусами»
Дома я одна скучала, бусы мамины достала, бусы я перебираю, свои пальцы развиваю (перебирать бусы вперед и назад).
«Пальчиковая гимнастика с прищепками»
Пищит над ухом он всю ночь и укусить тебя не прочь.
Ну и зануда! Вот кошмар! Пискливый, маленький комар. (прищепкой прищеплять фаланги пальцев левой, затем правой руки на каждый ударный слог)
«Упражнения для пальцев рук на пороговом коврике»
Руки на столе лежат и пока что крепко спят (ладони прижаты к столу)
А теперь одна проснулась и тихонько потянулась (пальцы правой руки приподнимаются)
Правая легла опять видно будет отдыхать (ладони прижаты к столу)
Вот и левая проснулась, тоже сладко потянулась (пальцы левой руки приподнимаются)
Большой пальчик подними и тихонько постучи (ладони прижаты к столу, ребенок поднимает большие пальцы и стучит по столу)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук раздается снова звук.
Мы по очереди всеми будем пальцами стучать (приподнимает по очереди пальцы на обеих руках и стучит ими)
Будем пальцами стучать и конечно отдыхать. А теперь мы будем киски (сжимает пальцы обеих рук вместе)
Эй не подходите близко – поцарапаем немножко: не ребята мы, а кошки! (по очереди каждым пальцем царапает стол.)
К нам на стол забрался слон, начал громко топать он (стучит кулачками по столу)
И лошадки прибежали и копытцами стучали (стучит кончиками пальцев по столу)
Осторожны и легки приползали паучки (медленно перебирает пальцами по поверхности стола)
А лягушки проскакали и в болотце убежали (отталкивается пальцами обеих рук от стола приподнимая кисти)
Мимо змейки проползали с добрым утром им сказали (ладони на ребке, совершает волнообразные движения ладонями)
«Су-джок терапия» (активизирует развитие речи ребенка)
Это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. С помощью шариков – ежиков детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Самомассаж шариками су-джок»
Этот шарик непростой, он колючий вот какой. (любуемся шариком на левой ладошке, правой рукой закрываем его)
Будем с шариком играть, своим ручкам помогать. Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем. (катаем шарик горизонтально между ладонями)
Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем, сильней на шарик нажимаем (катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)
Как колобок мы покатаем, сильней на шарик нажимаем. (катаем шарик в центре ладошки по кругу)
В ручку правую возьмем, в кулачок его сожмем. Раз сжимаем, два сжимаем, шарик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмем, в кулачок его сожмем. Раз сжимам, два сжимаем, шарик мы не выпускаем.
Мы положим шар на стол и посмотрим на ладошки, есть у нас на них горошки?
Мы похлопаем немножко, потрясем свои ладошки. Мы немного отдохнем, заниматься мы начнем.
«Пальчиковая игра с массажными кольцами» (этот пальчик он большой, он с широкою душой….)
Рингл динг (колечки звоночки) (резинки для волос 72 штуки, 6 цветов по 12 штук, кнопка-звонок, карточки)
Сложите карточки в стопку, поставте по середине звонок, высыпьте резинки перемешав цвета. Один из участников переворачивает верхнюю карточку. Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок. Тот, кто сделает это первым, нажимает на звонок. Самый быстрый игрок получает карту со схемой. Если игрок нажавший на звонок выполнил задание не верно, он не получает карту и лишается одной из своих. Игра ведется до 5 карт. (для старших детей есть вариант «вслепую», где картинка переворачивается на несколько секунд и прячется. Игра развивает скорость реакции, мелкую моторику, внимание, а самым маленьким помогает закрепить знание цветов и навыки счета.
Мастер-класс по изготовлению пособия для мелкой моторики «Шнуровка»(трафарет ежик, грибок, яблоко, шнурки, плотные тряпочки)
- Заключение. Рефлексия.
«Связующая нить»
Участники становятся в круг. Логопед передает по кругу клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать свое настроение, рассказать о чувствах – что понравилось, что нет и почему. Коллективное рукопожатие в центре круга.